Рекомендации для педагогов 1 класса

Рекомендации для педагогов 1 класса

Школьный возраст – начало школьной жизни. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития.

С поступлением в школу меняется социальная позиция ребенка – он становится учеником и занимается деятельностью, которую высоко ценят взрослые, деятельностью, которая накладывает определенные обязанности на ребенка. Игра уже перестает быть ведущим видом деятельности (т. е. деятельность, в которой ребенок развивается, где проявляются его личностные особенности). На первый план выходит учебная деятельность. Причем, первоначально ребенка привлекает ее внешняя сторона, и лишь позже – ее содержание.

Начало учебы требует от ребенка более высокого уровня организации психических процессов – мышления, внимания, памяти, восприятия

В этом возрасте мышление преимущественно наглядно-образное, т. е. детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются с трудом.

Без достаточно сформированных свойств внимания невозможен процесс обучения. Внимание младших школьников еще слабо организовано, неустойчиво.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, которая фиксирует яркие, эмоционально насыщенные впечатления. Неплохо развита механическая память (без осмысления).

Недостаточно хорошо развиты мелкие движения рук (моторика), отчего возникают трудности при письме.

Поведение отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Все это нуждается в специальном развитии.

У ребенка развивается самостоятельность, поэтому необходимо, чтобы он сам выполнял домашнее задание с некоторой помощью взрослого.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым (особенно родителям, учителям), подражание им. Дети безоговорочно принимают оценки взрослого.

Основные правила для успешной адаптации первоклассников

1 Необходимо создать условия для полноценного физичес­кого развития, укрепления здоровья детей, профилактики утом­ляемости, не перегружать их информацией, скучными и одно­образными заданиями, создавать мажорный эмоциональный фон, используя на занятиях паузы, минутки отдыха в виде пси­хогимнастических игр и упражнений.

  1. Классы не должны быть переполнены. Необходимо дозировать нагрузку на уроках, учитывая разный уровень под­готовленности детей, не нагружать их домашними или допол­нительными заданиями учебного характера в группе продлен­ного дня.
  2. Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования, которые в обязательном порядке должны включать основания преемствен­ности: развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникабельности.
  3. Основным способом обучения и организации деятельности детей лет должна быть игра. Однако в содержании игр и игровых упражнений следует постепенно увеличивать дидакти­ческую нагрузку. Это способствует постепенному переходу от непроизвольной деятельности к произвольной. Игровые ситуа­ции на занятиях и уроках педагоги должны рассматривать не как развлечение, а как форму обучения. Игра может быть серь­езной, деловой, интеллектуально насыщенной, она должна обя­зательно иметь логическое окончание — решение.
  4. Основная форма обучения на первых этапах должна быть коллективной в сочетании с групповой и индивидуальной. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно рас­пределить роли, установить в группе атмосферу доброжелатель­ных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи. Игровые формы заданий должны чередоваться с различными по степени сложности учебными задачами, требующими от ребенка определенных волевых усилий, самостоятельности в при­нятии решений.
  5. В работе с дошкольниками педагог должен использовать моральные стимулы (одобрение, похвалу),
  6. Процесс обучения строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной де­ятельности. Педагог должен детально и не спеша демонстриро­вать детям определенную последовательность учебных дей­ствий.
  7. Работа по освоению общих образцов действий должна пред­шествовать практике их применения при решении конкретных задач. Одно из требований психологии заключается в том, чтобы в процессе начального обучения большие темы и разделы прог­раммы изучались на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторых понятий и общих способов решения задач.
  8. Исходя из концепции гуманистической педагогики, необходимым условием благоприятной адаптации детей к школе является установление правильных взаимоотношений между детьми и педагогом, построенных на сотрудничестве, партнерстве, гуманном отношении и уважении к личности каждого ре­бенка.

При отсутствии давления на шестилетних детей, перегрузок учебной информацией и форсирования программы у них формируются умения и навыки учебной деятельности. Важно понять, что на первом этапе обучения необходимо постепенно приобщать детей к новым знаниям, новым правилам и нормам поведения. Основной задачей является не обучение, а постепенная адап­тация детей к меняющейся социальной ситуации развития.