Адаптивная школа

Адаптивная школа

Календарно-тематическое планирование

«Школа будущего первоклассника»

 

на 2021/2022 учебный год

Цель:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 Группы формируются из детей 6-летнего возраста;

  • продолжительность обучения составляет 16 занятий (февраль – май)

  • наполняемость групп не более 25 человек;

  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 35 минут

Ожидаемые результаты.

Знания, представления, умения

— знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

— знать, в каком городе (стране) он живёт, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

— знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

— объяснять, почему одних животных называют дикими, а других – домашними. Объяснять, какую пользу приносят разные домашние животные человеку;

— называть главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.);

— называть детенышей взрослых животных: лошадь, корова, овца, коза, собака, кошка, свинья, медведица, лиса, волчица, белка, ежиха, курица, утка, гусыня, индюшка;

— знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты – в саду. Приводить примеры овощей, которые растут в земле, лежат на грядке или висят на ветках;

— знать названия фруктов и ягод, растущих на кустах и деревьях;

— уметь различать воздушный, морской, наземный, подземный и подводный виды транспорта;

— знать различные виды профессий;

— ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность;

— иметь представления о природных и погодных явлениях;

— знать основные цвета;

— отвечать на вопрос «Зачем он идет в школу?».

Интеллектуальное развитие

— решать простые логические задачи, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

— находить лишний предмет в группе;

— добавлять в группу недостающие предметы;

— рассказывать о сходстве и различии тех или иных предметов;

— группировать предметы по признаку и называть его;

— восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом);

— находить отличия на двух похожих картинках;

— точно копировать простой узор;

— описывать по памяти картинку;

— запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

— читать наизусть стихотворение, рассказывать сказку;

— пересказывать услышанный рассказ;

— составлять рассказ по картинке.

Основы математики

— уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

— выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

— знать понятия «больше-меньше-поровну»;

— знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

— уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

— решать простые арифметические задачки;

— знать сущность понятий: «право» — «лево», «вверху» — «внизу», «перед (ним)» — «за (ним)», «вверху».

Чтение

— отличать буквы от звуков, гласные от согласных;

— уметь различать гласные и согласные звуки;

— уметь найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

— подбирать слова на заданную букву;

— делить слово на слоги;

— читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное.

Навыки письма

— правильно держать ручку и карандаш в руке;

— проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

— обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

— уметь рисовать по клеточкам и точкам;

— копировать с образца геометрические фигуры;

— уметь продолжить штриховку рисунка;

— уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Ведущий метод работы с детьми – это игра.Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

План занятий в адаптационной школе с будущими первоклассниками

    1. «Занимательная математика» -16 часов

    2. «Основы грамоты» -16 часов

    3. «Умелые ручки» — 3 часа

    4. Музыкальное развитие –5 часов

    5. Психологическое сопровождение- 4 часа

Дата проведения

Темы занятий

 

05.02

Будем знакомиться, будем дружить.

Мой дом, мой город, моя страна.

Собираем урожай. Фрукты

1

Организация детской группы. Знакомство.Игра «Назови свое имя».

Систематизация знаний детей о фруктах.

Закрепление знаний об изменении цвета, формы, размера предметов.

Шевцова С.А.

Курылина М.Ю.

Демидович Е.В.

2

Формирование представлений детей о своем доме, городе, о Родине – Беларуси.

Формирование элементарных представлений о количестве и счёте.

Развитие умений различать предметы по форме, цвету, размеру.

3

Знакомство со схематичной записью предложения.

Знакомство с понятиями «слово» и «слог».

Знакомство со звуком [а] и буквой «А», «а».

12.02

Собираем урожай. Овощи.

Домашние птицы и их детёныши

1

Систематизация знаний детей об овощах.

Знакомство со звуком [о] и буквами «О», «о».

Знакомство со звуком [у] и буквой «У», «у».

Тромбицкая А.С.

Курылина М.Ю.

Демидович Е.В.

2

Систематизация знаний детей о фруктах.

Закрепление знаний о понятиях «длиннее-короче», «выше-ниже».

Закрепление знаний о геометрических фигурах, их классификации по цвету, форме, величине

3

Определение психологической готовности обучения в школе.

19.02

Домашние животные и их детеныши. Инструменты

1

Систематизация знаний детей о домашних животных и их детенышах.

Знакомство со звуком [к] и буквами «К», «к».

Знакомство со звуком [и] и буквами «И», «и».

Цурикова В.М.

Шевцова С.А.

Курылина М.Ю.

2

Систематизация знаний о рабочих инструментах.

Активизация понятия «один-много»

Формирование понятия «предыдущий- последующий»

3

Высокие и низкие звуки. Пение «Песенка – чудесенка» М. Протасова. Музыкально-дидактическая игра «Две птицы».

26.02

Насекомые. Деревья и кустарники

1

Систематизация знания детей о насекомых.

Знакомство со звуком [н] и буквами «Н», «н».

Знакомство со звуками [э], [о] и буквами «Е», «е», «Ё», «ё».

Тромбицкая А.С.

Харькова О.Н.

Костюченко О.В.

2

Систематизация знаний детей о деревьях и кустарниках.

Развитие умения сравнивать группы предметов, используя знаки «?), «=».

Развитие умений сопоставлять и сравнивать предметы, знакомство со знаками «>», «<»

3

Обучение детей выстраиванию устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками, осознание роли общения в жизни человека. Повышение самооценки

05.03

Бытовая техника. Зоопарк

1

Систематизация знаний детей о бытовой технике.

Знакомство со звуком [т] и буквой «Т», «т».

Знакомство со звуком [ы] и буквой «ы».

Малашкина О.В.

Демидович Е.В.

Харькова О.Н.

2

Систематизация знаний детей о разнообразии животных в зоопарке.

Развитие умений моделировать математические отношения, знакомство со знаком «+».

Развитие умения моделировать математические отношения, знакомство со знаком «-».

3

Аппликация « Павлин» Умение обводить свою ладонь, вырезать по контуру. применять творчество в оформлении.

19.03

В лес по грибы. Ягоды

1

Систематизация знаний детей о грибах.

Знакомство со звуком [г] и буквами «Г», «г».

Знакомство со звуком [а] и буквой «Я», «я».

Цурикова В.М.

Шевцова С.А.

Курылина М.Ю.

2

Систематизация знаний детей о ягодах.

Знакомство с числом и цифрой 1, формирование понятия «посередине, справа, слева»

Знакомство с числом и цифрой 2.

3

Длительность нот. Пение «Песенка – чудесенка» М. Протасова. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое ухо».

26.03

Дикие птицы и их детеныши. Животные леса и их детеныши

1

Систематизация знаний детей о диких птицах и их детенышах.

Знакомство со звуком [в] и буквами «В», «в».

Знакомство со звуком [з] и буквой «З», «з».

Тромбицкая А.С.

Костюченко О.В.

Демидович Е.В.

2

Систематизация знаний детей о животных леса и их детенышах.

Знакомство с числом и цифрой 3.

Развитие умения сравнивать, складывать и вычитать в пределах 3.

3

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения, умения преодолевать себя на основе выполнения правил в игре. Психогимнастика.

02.04

Все цвета радуги.

Мамая, папа, я. Моя семья

1

Знакомство детей с цветами радуги, их последовательностью, объяснение природных явлений.

Знакомство со звуком [р] и буквами «Р», «р».

Знакомство со звуком [с] и буквами «С», «с».

Малашкина О.В

Харькова О.Н.

Курылина М.Ю.

2

Систематизация знаний детей о понятии «семья».

Знакомство с числом и цифрой 4.

Развитие умений сравнивать, складывать и вычитать в пределах 4.

3

«Радуга над полянкой», «бабочка».

Использование красок, технику складывания листа пополам.

09.04

Человек. Тело человека. Виды транспорта

1

Систематизация знаний детей о теле человека.

Знакомство со звуком [л] и буквами «Л», «л».

Знакомство со звуком [п] и буквами «П», «п».

ЦуриковаВ.М.

Демидович Е.В.

Шевцова С.А.

2

Систематизация знаний детей о видах транспорта.

Знакомство с числом и цифрой 5.

Развитие умения сравнивать, складывать и вычитать в пределах 5

3

Звуки, которые нас окружают. Пение «Дидактическая игра «Где какой звук».

16.04

Посуда. Явления природы

1

Систематизация знаний детей о посуде.

Знакомство со звуком [ч’] и буквами «Ч», «ч».

Знакомство со звуком [ж] и буквами «Ж», «ж».

Малашкина О.В

Харькова О.Н.

Костюченко О.В

2

Систематизация знаний детей о явлениях природы.

Развитие умения сравнивать, складывать и вычитать в пределах 6.

Знакомство с числом и цифрой 7

3

 

23.04

Дни недели. В мире загадок

1

Формирование знаний о днях недели.

Знакомство со звуком [д] и буквами «Д», «д».

Знакомство со звуком [й’], буквой «й».

Тромбицкая А.С.

Демидович Е.В.

Костюченко О.В

2

Знакомство детей с малыми фольклорными формами – загадками.

Развитие умения сравнивать, складывать и вычитать в пределах 7.

Развитие временных отношений «раньше-позже».

3

Учимся быть школьниками . Развитие устойчивости и концентрации внимания, развитие переключения и распределения внимания. Психогимнастика

30.04

Продукты питания. Одежда. Обувь

1

Систематизация знаний детей о продуктах питания.

Знакомство со звуком [х] и буквами «Х», «х».

Знакомство со звуком [у] и буквами «Ю», «ю».

ЦуриковаВ.М.

Шевцова С.А.

Харькова О.Н.

2

Систематизация знаний детей об одежде, обуви.

Знакомство с числом и цифрой 8.

Развитие умения сравнивать, складывать и вычитать в пределах 8.

3

Музыкальные часы. Пение «Мы друзья с тобой» Н. Савичевой. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка».

07.05

Цветы – улыбка природы. Рыбы

1

Систематизация знаний детей о разнообразии цветов.

Знакомство со звуком [ц] и буквами «Ц», «Ц».

Знакомство со звуком [щ’] и буквами «Щ», «щ».

Тромбицкая А.С.

Курылина М.Ю.

Костюченко О.В

2

Систематизация знаний детей о разнообразии рыб.

Знакомство с числом и цифрой 9.

Развитие умения сравнивать, складывать и вычитать в пределах 9.

3

Закрепление положительного эмоционального отношения детей к школе.

Комплекс общеразвивающих упражнений .

21.05

Стройка. Школьные принадлеж-ности

1

Формирование знаний детей о строительстве.

Знакомство со звуком [э] и буквами «Э», «э».

Знакомство со звуком [ш] и буквами «Ш», «ш».

Малашкина О.В

Харькова О.Н.

Демидович Е.В.

2

Формирование мотивационной готовности детей к школе.

Знакомство с числом и цифрой 0, закрепление умения сравнивать.

Знакомство с числом и цифрой 10

3

Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Городецкая роспись. Дощечка.

28.05

Все профессии нужны, все профессии важны. Что мы уже знаем и умеем?

1

Систематизация знаний детей о профессиях.

Закрепление знаний о звуках и буквах русского алфавита.

Обобщение знаний о звуках речи и буквах русского алфавита.

ЦуриковаВ.М.

Костюченко О.В

Шевцова С.А.

2

Закрепление знаний о природных явлениях, животном мире, семье, городе и стране.

Обобщение знаний о числах и цифрах в пределах 10.

Закрепление о пространственных представлениях.

3

Игровая программа «Впереди школа»

  • Игры


  1. Игра «Назови свое имя».

Дети передают друг другу мяч, называя при этом своеимя.


  1. Игра «Кого я запомнил».

Дети соревнуются в том, кто больше других запомнилдрузей, и объясняют, почему запомнил того или другого ребенка (у девочки красивое
платье, у мальчика вихрастый чуб, у девочки веселые глаза и т.д.)
Примечание: Дети сидят полукругом так, чтобы каждый мог посмотреть в лицосвоему сверстнику.


  1. Игра: «Прогулка по зимнему парку» (играем со звуками и словами»).

  2.  

    Дидактическая игра «Все, кого зовут…»

(Воспитатель или кто-то из детейназывает имя. Все, кого зовут так встают перед детьми. И х доброжелательнорассматривают, отмечают, чем они похожи друг на друга, а чем отличаются. Детям-тезкампредлагают что-то сделать вместе: сплясать, прочесть стихи, спеть, загадать загадки и др.


  1. Дидактическая игра «Кто кому кем приходится в семье»

(например, «ты ктобабушке?», «мамина сестра тебе кто?» и др.)


  1. Игра «Сколько детей в группах?».

Задание: педагог предлагает встать в однугруппу Пете, Марине и Лена, а другую – Оле, Алеше и Вове. Дети должны определить:«Где детей больше?». Игра повторяется в разных вариантах (добавляем по одному, уходятпо одному, меняются участники групп и пр.).


  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

(угадай на ощупь).


  1. Подвижная игра «Дорога от дома до школы»

с дорожными знаками (пешеходныйпереход; остановка транспорта, светофор).


  1. Дидактическая игра «Узнай предмет».

Ребенок описывает предмет, которыйлежит на столе, не называя его. Дети отгадывают название предмета.


  1. Словесная дидактическая игра «Когда это бывает?».

Педагог называетприродное явление, а дети отгадывают, в какое время года это бывает. Например: улетаютптицы на юг; чаще идут холодные дожди; ярко светит солнце и можно купаться изагорать; птицы строят гнезда; медведь ложится в берлогу; в лесу много грибов; людинадевают теплую одежду; насекомые прячутся под кору старых деревьев и т.п.


  1. Дидактическая игра «Что изменилось».

На столе расставляются предметы.Дети определяют их пространственные отношения (ближе, дальше, за, перед, около,рядом и др.). Педагог (или ребенок) меняет положение предметов, дети описывают, чтоизменилось.


  1. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Ребенок описывает одну излежащих на столе предметов (вещей), дети угадывают и называют ее.

  1.  

    Ролевая игра «Едем из театра».

Дети распределяют роли: водитель, пассажиры.Воображаемая ситуация: Мы едем из театра. У нас много впечатлений, так хочется имиподелиться. Друг сел в конце автобуса, а рядом с тобой освободилось место. Как егопозвать? Можно ли крикнуть: «Вова, иди ко мне!»? Что делает водитель? О чем онсообщает пассажирам?


  1. Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай».

Ведущий называет материал,играющие вспоминают предметы, которые могут быть сделаны из этого материала(например, «стекло» – стакан, ваза, тарелка, лампочка и пр.). Затем ведущий называетпредмет (вещь), а играющие – материал, из которого может быть сделан этот предмет
(вещь). Например, «пальто» – ткань, мех, кожа и др.


  1. Дидактическая игра с картинками «Кто куда прячется».

Детирассматривают рисунки различных животных (лягушка, медведь, ящерица, еж, белка,муравей, пчела и др.) и предлагают свои ответы на вопрос «Кто куда прячется на зиму».


  1. Дидактическая игра «Прячутся – не прячутся».

Дети делят картинкиживотных на две группы – кого можно будет увидеть зимой в лесу, а кого – нельзя.


  1. Звуковой анализ слова дом. Игра «Живые модели» со словом дом.


  2. Дидактическая игра с картинками: «Какие бывают машины».

Задание:Возьми картинку, назови машину, расскажи, к какому транспорту она относится(грузовой, легковой, пассажирский и др.)


  1. Дидактическая игра «Сколько нас?».

Задание: определить, как изменяется числодетей в группе, если один уходит (приходит).


  1. Игра «Доскажи словечко».

Педагог произносит начало предложения, детидолжны закончить его. Например: 1) Жила-была девочка. И была у нее шапочка. Какая? –Не красная, а… Не желтая, а…2) Звали девочку Маша. Не Маша, а… 3) Взяла девочкакорзинку. Не корзинку, а… Не сумочку, а… 4) Пошла девочка к бабушке. Не к бабушке,а… Не к дедушке, а… 5) Взяла с собой пирожки. Не пирожки, а… И так далее.


  1. Дидактическая игра «Насекомые».

Задание: отбери картинки, на которыхнарисованы насекомые.


  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек:

определи, из чего сделанпредмет?»


  1. «Кто справа, а кто слева».

Задание: назови, что стоит слева (справа) от этойигрушки…


  1. Игра «Кто внимательный».